Кондаков: новый стандарт
изменит дошкольное образование в России
В Минобрнауки
России состоялось первое заседание рабочей группы по разработке
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного
образования, которую возглавляет директор Федерального института развития
образования, академик РАО Александр Асмолов. Об ориентирах стандарта и о
том, что он изменит в работе детских садов, в интервью РИА Новости
рассказал член рабочей группы, президент издательства «Просвещение»,
член-корреспондент РАО Александр Кондаков.
— Александр Михайлович, в отличие
от школ и учреждений профессионального образования детские сады
на сегодняшний день работают без всяких стандартов. Зачем нужен ФГОС
дошкольного образования?
— Это требование нового закона «Об
образовании» — дошкольное образование признано уровнем образования,
и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии
со стандартами.
Сегодня действуют федеральные
государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были
разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей —
требований к структуре основной образовательной программы дошкольного
образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт
отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, —
это принципиальное новшество.
— Означает ли это, что
выпускникам детских садов придется сдавать экзамены?
— Нет, это заблуждение —
никакой итоговой аттестации не будет, это прописано в законе. Но
с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах
можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных
учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше.
— Каким должно быть дошкольное
образование в России, в вашем понимании? Что изменит стандарт?
— Академик РАО Виталий Рубцов
сказал недавно, что российская модель дошкольного образования,
к сожалению, до сих пор основана на представлениях
о детстве 40-летней давности, не проводятся психолого-педагогические
исследования современного детства. Эту ситуацию нужно менять, ориентируясь,
в том числе, на зарубежный опыт. Мне ближе всего концепции
личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, который лежит
в основе и школьного, и дошкольного образования Финляндии,
Швеции и некоторых других стран. Стандарт должен быть основан
на требованиях к образовательной, воспитательной среде дошкольного
учреждения, которая обеспечивает достижения результата. В этом отличие
от англо-саксонской модели, где главное — академические результаты,
которые демонстрируют дети.
В личностно-ориентированной модели
равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному,
и когнитивному развитию. Такой подход дает лучшие результаты
не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе,
сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными,
творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Я категорически против
того, чтобы дошкольное образование сводилось к обучению чтению
и письму — и как ученый, и как трижды дед. Совсем без допредметного
знания, конечно, не обойтись, но есть и более важные моменты.
— То есть в дошкольных
стандартах будет сделан акцент на воспитание, как и в школьных?
— Акценты будут расставлены
в соответствии с требованиями семей к дошкольному образованию,
а одно из требований — уход от академической направленности
программ. Семьи, прежде всего, хотят, чтобы их дети полноценно развивались,
чтобы была обеспечена доступность высококачественного ухода и присмотра.
Есть и требования различных социальных групп — например, представители
национальных меньшинств хотели бы, чтобы их дети освоили родную культуру.
Ребенок должен овладеть умением жить
в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной
работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно
в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые
социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям,
приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу
жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования —
положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире:
с семьей, регионом, страной.
— Когда стандарт должен быть
принят?
— Правительство определило сжатые
сроки: до конца этого года. Но стандарт появляется не на пустом
месте — последние два года в этом направлении работает команда
специалистов из Федерального института развития образования, Высшей школы
экономики, Психологического института РАО, Института стратегических
исследований в образовании РАО и других организаций вместе с коллегами
из регионов, где реализуются интересные модели дошкольного образования. В
свое время апробация ФГТ в регионах получила широкую общественную
поддержку.
— Стандарт старшей школы, который
вы разрабатывали еще при министре Андрее Фурсенко, вызвал жесткую критику
со стороны общественности. Не боитесь, что с дошкольным стандартом
история повторится?
— Если помните, стандарт старшей
школы был доработан по результатам экспертизы профессионального сообщества
и широкого общественного обсуждения — были учтены многие замечания.
Например, по рекомендации комиссии во главе с директором
Курчатовского института Михаилом Ковальчуком был введен обязательный ЕГЭ
по иностранному языку, и эту идею поддержали многие эксперты.
Чем больше заинтересованных людей будет
участвовать в обсуждении проекта стандарта дошкольного образования, тем
лучше. Мы как разработчики это только приветствуем.
Подготовил Евгений Скворцов,НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости