В наше стремительное время, среди перегруженности повседневными делами, очень важно выкроить
хотя бы несколько минут для общения с детьми. В субботние или воскресные дни
этих минут должно быть гораздо больше. Время желательно распределить так, чтобы
его хватало и для выполнения домашних дел, и для более продолжительной
прогулки, и для того чтобы поиграть с ребёнком, т. к. игра имеет важное
оздоровительное значение. Без преувеличения можно считать, что родители,
желающие здоровья своему ребёнку, должны быть его партнёрами в играх. По дороге
от детского сада до дома можно организовать игру органически, без нажима и
принуждения, можно включить и физические упражнения. Набор физических упражнений
зависит от возраста и уровня развития ребёнка, его индивидуальной потребности в
движениях, времени года, состоянии здоровья и т. д. Такие занятия не требуют
специального инвентаря, одежды, обуви. Условия игры ограничены лишь погодой,
настроением, интересом ребёнка, Детская импровизация и фантазия могут «выдать»
много новых, интересных и увлекательных упражнений. Главное заниматься
регулярно, многократно повторяя упражнения. Тогда у ребёнка прибавиться силы,
ловкости и выносливости.
Медики разных направлений давно заметили и оценили
способность игры в лечении психических заболеваний, дефектов речи и движении у
детей. Игра снимает физическую усталость, а положительные эмоции становятся
просто лекарством.
Интересную и эффективную систему совместных игровых упражнений
родителей с детьми разработала чехословацкий педагог Яна Бердыхова. В этой
системе применяются 5 групп упражнений, обозначенных автором, как
оздоровительные, элементы акробатики,
подвижные игры, упражнения с разными предметами, музыкально – ритмические
упражнения. Тем не менее родители должны иметь представление о содержании этих
игр. Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период
дошкольного детства являются дефекты осанки. Для того чтобы их избежать существуют специальные упражнения.
Например:
«Птичка» - ребёнок сидит, скрестив ноги, руки сгибаются в
локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый
помогает ребёнку держать спину прямо и протягивает локти назад близко к телу. Затем ребёнок прыгает на
месте.
«Подсвечник» - стоя на коленях на мягкой подстилке, ребёнок
разводит руки в стороны, затем сгибает в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы
предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад.
Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.
«Кто сумеет» - лёжа на спине, ребёнок пытается сесть без помощи
рук. Взрослый помогает ему, прижимая ступни к полу. За тем, в положении сидя,
ребёнок низко наклоняется вперёд, опуская лицо на колени, и руками дотягивается
до носков.
«Кошечка» - Стоя на четвереньках, ребёнок откидывает голову
назад и прогибается, потом наклоняет голову вперёд и выгибает спину. Взрослый
следит за тем, чтобы руки были постоянно напряжены. Упражнение способствует
подвижности позвоночника.
«Скороходы» - игра в догонялки шагом и бегом. Догоняющие и
убегающие меняются ролями попеременно. Убегающий, по уговору, может спастись от
осаливания, присев на корточки , коснувшись дерева и т. п.
«Канатоходцы» - ходьба по бордюру тротуара, по парапету или другому
условному «канату». По необходимости ребёнка подстраховывают, держа за руку.
Упражнение развивает координацию движений, улучшает осанку, воспитывает
смелость.
«Клеточки»
или «Классики» - комбинации различных
прыжков на одной и двух ногах, прямо и с поворотом. Прыгать можно по плитам,
которыми вымощен тротуар, или по нарисованным мелом на асфальте «классикам» и
т. п. Упражнение укрепляет мышцы ног и развивает ловкость.
«Зеркало» - сюда можно включить самые различные упражнения
общеразвивающего характера. Задача ребёнка – повторить в зеркальном отображении
упражнение, которое показывает папа или мама. Для хорошо подготовленных детей
это могут быть и элементы ритмической гимнастики. Чтобы поддержать интерес,
какие- то упражнения может показать ребёнок, а в роли зеркала выступать папа.
«Карусель» - кружение вокруг взрослого, держась за руки.
Упражнение полезно для развития вестибулярного аппарата – органа равновесия.
«Прыжки
считалки» - прыжки на двух ногах по
ступенькам. Количество прыжков интереснее считать вслух. Упражнение укрепляет
мышцы ног, развивает быстроту, ловкость и помогает совершенствоваться в счёте.
«Достань
веточку» - прыжки с целью коснуться
намеченной веточки на кусте или дереве. Упражнение развивает координацию
движений, укрепляет мышцы ног.
Как малышу, так и ребёнку дошкольного возраста
нравится играть, и он играет с большим
увлечением. Эмоциональную силу игры необходимо использовать для дальнейшего развития красивой походки,
быстрого бега, смелых прыжков и скачков, ловкого лазанья и метания. Поскольку
партнёром для игры дома чаще становятся родители, то они должны знать хотя бы
несколько подвижных игр. Например:
«Лошадки» - взрослый держит скакалку за оба конца, а её
середина опоясывает грудь ребёнка – «лошадки». Ребёнок бежит впереди, взрослый
за ним, Потом они меняются местами: взрослый изображает лошадку, а ребенок
кучера (взрослый должен бежать медленно, чтобы ребёнок успевал за ним).
«Звери и
птицы» - с обозначенного места, на
дорожке почти 10м, ребёнок, подражая взрослому или ориентируясь на собственные
представления, изображает движения собаки, кошки, аиста, чайки и других
животных.
«Груз» - ребёнок ползает на четвереньках и несет на спине
небольшую игрушку или другой предмет, стараясь не уронить его в течение всего
пути. Игра способствует развитию координации движения, подвижности позвоночника
и выносливости.
«Пчёлы и
медведь» - ребёнок «пчела» вылезает
из улья (его можно обозначить, низко натянув канат над землёй) и летает, легко
бегает, свободно раскинув руки. При возгласе: «Медведь!» - быстро прячется в
улей. Игру можно разнообразить тем, что взрослый «медведь» незаметно появляется
без звукового предупреждения, и ребёнок должен реагировать только на зрительный
сигнал. Затем игроки меняются местами. Ребёнок изображает «медведя», а взрослый
«пчелу».
«Игра с
мячом» - ребёнок ползает на
четвереньках и головой подталкивает перед собой большой лёгкий мяч (надувной),
не касаясь его руками. Игра способствует выработке подвижности позвоночника,
главным образом шейного отдела.
Таким образом, движения в игре и игра с движениями,
может и должна быть замечательным фундаментом гармоничного общего и физического
развития и укрепления здоровья детей.
|